|
Новости
13:25
Где и как смотреть современное искусствоГде и как смотреть современное искусство27.06.2010 20:06 Саша Лилик события - искусство ... перфоманс того же года (1960) - «Прыжок в пустоту» - также задокументирован: отчаянно раскинув руки художник прыгает из окна второго этажа ...18 июня 2010 Центр современной культуры «Гараж» презентовал публике сразу несколько выставок, обозначив, таким образом, свои планы на весь летний сезон. Первое и, наверное, с большим нетерпением ожидаемое событие - новый проект группы AES+F под названием «Пир Трималхиона». Ценители античной литературы без труда различат знакомое название и имя: именно Трималхионом звали главного героя знаменитого романа «Сатирикон» древнеримского поэта Петрония Абритра, посвященного теме деградации, разврата и упадка римского общества. Именно глава о пире со всеми его излишествами и изощренностью лучше всего сохранилась до наших дней. Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес (а вместе - группа AES+F) увидели в классике злободневную тему и перенесли сюжет романа в наши дни. Надо отметить, что идея проекта «Пир Трималхиона» созрела у авторов еще несколько лет назад, и недавно он был показан на 53-й Венецианской биеннале, в России же демонстрируется впервые. Выставка включает в себя цикл цифровых картин и девятиканальное видео. Несмотря на соседство с другими экспозициями, работа «аесов» конечно доминирует в «Гараже», занимая почти половину его площади. Ядром выставки стал павильон в форме античного толоса (круглого храма) - в нем и демонстрируется видео. Фотоработы лишь дополняют впечатление от него, к тому же двухмерное изображение, как более простые и практичные, ценители приобретают охотнее. Входя в павильон, замираешь сразу и по многим причинам: статика круглого здания, торжественность звуков симфоний Баха и Моцарта, кромешная тьма и отсутствие посадочных мест - все заставляет остановиться и быть готовым выдержать (иногда частями) часовой марафон видео. Перед нами современный парадиз - люксовый отель на экзотическом острове, жители которого делятся на «слуг» и «господ». «Слуги» - официанты, повара, горничные, садовники и прочее - как водится, представители разных континентов, преимущественно африканского и азиатского. «Господа», естественно, светлокожие избалованные буржуа, приехавшие в чудо-отель вкусить всевозможных запретных удовольствий. Медленно, многозначительно и одновременно совершенно бессмысленно разворачивается «действие»: отрешенные, словно бесчувственные манекены, герои взаимодействуют между собой, постоянно пытаясь наладить друг с другом некий контакт, чего вовсе не происходит. Двигаясь медленно и механически, без какой бы то ни было мимики и эмоций, персонажи играют в жизнь, надеясь так получить от нее самые изощренные удовольствия и не получая в итоге ничего. Здесь тайские массажистки, традиционно обихаживающие драгоценное тело европейца, мужчина средних лет, недвусмысленно поглядывающий на цветущего юношу, роскошные темнокожие красотки, обозревающие будущее поле для охоты, шоколадный африканец, обхаживающий холодную скучающую светскую львицу; худые и бледные подружки в белых миниплатьях тоскуют на пляже, «тарзан» в звериных шкурах обменивается флюидами с дамой пожилого возраста, три подруги в позе «трех граций» общаются, высокомерно обозревая присутствующих, а седеющий респектабельный господин вожделенно смотрит на девочку-подростка, эдакую Лолиту, порочную и жаждущую сама запретных приключений. Получается какой-то бесконечный, бесконтактный, бесчувственный всеобщий похотливый фон, без прикосновений, поцелуев и какой бы то ни было связи. А вокруг возвышаются фантастические залы и анфилады, смесь римской помпезности и восточной пышности, летают ярко расцвеченные попугаи и неспешно покачивают веерами хвостов дивные павлины. Монотонная музыка, присутствующая как фон неожиданно сменяется на симфонии классиков - не то восторженные и триумфальные, не то угрожающие и торжественные. Своеобразие видео заставляет медленно погрузиться в этот мир, ощутить его монотонность и безжизненность. Не замечаешь, как «господа» и «слуги» меняются ролями. Кульминацией же действа становится атака острова летающими тарелками, крушение этого земного «рая» под бессмысленные в своих театральных действиях попытки персонажей защитить свой «дом»: луки со стрелами и копья обречены пасть под напором инопланетных монстров. Яркость работы AES+F и в достаточной незамысловатости изложения: аллегорию современного потребительского разгула в видео сумеет заметить даже неподготовленный зритель, слишком уж прямолинейно и очевидно изображена здесь современная элита. При этом работу не назовешь поверхностной - просто она ясная. Она, как лакомство, завлекает стройным ритмом классических композиций, сочностью цвета, богатством антуража, разнообразием и привлекательностью героев. Неизменно сквозит и типичная ирония художников: ну разве можно воспринимать эти ходячие манекены серьезно? Работа сразу понятна, что достаточно редко для современного искусства, и при этом не исключая возможности усматривать в ней самые разные подтексты и тонкости. AES+F затронули тему Европы и Азии, конечно же - тему современного общества потребления, и главное - тему духовного кризиса, о котором все так много сегодня говорят. Надо сказать, что российский бомонд полным составом приехал посмотреть на новое творение: то ли полюбоваться очень знакомыми картинками, а может быть, в попытке иронизировать над собой, чтобы не выглядеть самим глупо. Зрители стали естественным продолжением знакомых ситуаций. В правом крыле «Гаража» - настоящий подарок для ценителей современного искусства - выставка «100 лет перформанса». Тем, кто не очень понимает этот замысловатый вид искусства, хорошо бы здесь побывать, ибо собрано действительно лучшее, что было создано за сто лет его существования. Тут можно увидеть, как создавались легендарные «Антропометрии» Ива Кляйна - на видео «Живые кисти» художник дирижирует несколькими танцовщицами, которые под его же «Монотонную симфонию» оставляют на бумаге отпечатки краски при помощи своих тел, той самой «интернациональной синей краски» Кляйна. Другой его перфоманс того же года (1960) - «Прыжок в пустоту» - также задокументирован: отчаянно раскинув руки художник прыгает из окна второго этажа на брезент, замаскированный фотографом при монтаже. Инсталляция Йоко Оно «Картина забивая гвоздя» - результат ее перфоманса-пародии на рекламу абстрактного искусства. Забавное и революционное для 60-х представление устраивала австрийка Вали Экспорт: находясь на улице, она предлагала встречным мужчинам просунуть руки к картонную коробку, прикрывающую верх ее тела, провозгласив, таким образом, новый взгляд на тело и поведение женщины. Видео Марины Абрамович в соавторстве с художником Ульем держит зрителя в напряжении: напарник целится из лука в сердце художницы, в то время как специальный микрофон фиксирует учащающееся сердцебиение. Уникальный экспонат здесь также - «Манифест футуристов» 1909 года авторства Томмазо Маринетти, опубликованный во французской газете «Фигаро». Тот самый, с которого началась история этого течения начала ХХ века. Организация пространства в этом зале не может не радовать: чтобы зрители могли спокойно погрузиться в атмосферу видеороликов, для них разложены огромные белые матрацы, смотреть все можно лежа. В рамках ретроспективы перфоманса показан проект итальянца Франческо Веццоли. Вдохновившись «Балом» Джорджа Баланчина, поставленным им для «Русских сезонов» и оформленным Джорджо де Кирико, Веццоли устроил свой перфоманс с участием популярной фрик-певицы Леди Гага и танцоров Большого театра. Вокруг монитора с видео, в антураже барочной сцены с занавесом пурпурного бархата, можно увидеть на мольбертах стилизованные под де Кирико портреты Леди Гага и манекены с костюмами, выполненными специально для проекта дизайнером Миуччей Прада. Рояль для представления сделан скандалистом Демиеном Херстом. Наконец, ближе к выходу, в холле, посетитель «Гаража» может увидеть инсталляции немецкого художника Карстена Хеллера «Гигантские трехчастные грибы». Объекты представляют собой грибы, увеличенные в сотни раз (1-2 м) и «скрещенные» автором с его любимыми галлюциногенными мухоморами. Яркие, сверкающие красавцы-мухоморы вызывают почти детское желание потрогать, понюхать, отломить кусочек... Хеллера же больше интересуют психотропные возможности грибов, служившие всегда важной частью шаманства и примитивных религий. С наступлением лета ЦСК «Гараж» «оброс» летней верандой, стилизованным книжным магазином, афишами цвета мохито и отличными выставками... Гостей ждут новые открытия современного, порой скандального искусства. фото: пресс-служба ЦСК Гараж, Денис Буртасов |
|
© angelachasiotu |